|
Памятники авиаторам Краснознаменного Cеверного Флота В 1941-1945 гг. в суровых условиях Заполярья североморская авиация во взаимодействии с кораблями флота, авиацией и войсками Карельского фронта с честью выполнила поставленные перед ней задачи, внесла значительный вклад в разгром немецко-фашистских войск в Заполярье. В результате боевых действий было потоплено и повреждено 178 различных кораблей и судов, уничтожено 1045 самолетов противника, из них 933 - в воздушных сражениях. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм бывшие 72-й Краснознаменный и 24-й минно-торпедный авиационные полки были преобразованы в гвардейские, 2 авиадивизии и 10 полков стали Краснознаменными, 4099 воинов-авиаторов награждены орденами и медалями, 53 воздушных бойца удостоились высокого звания Героя Советского Союза, а командир полка гвардии подполковник Б.Сафонов - дважды. Открыт в г.Североморске (угол улиц Душенова и Мурманского шоссе) 18 февраля 1968г. Авторы: О.Романов, М.Хидекель. Памятник находится при въезде в Североморск на гранитном мысу сопки. Это 10-метровое сооружение из бетона, крылато раскинувшееся к вершине. Вертикально на нем "встало" слово "Слава", а у подножия монумента строгим солдатским строем застыли еще два белоснежных слова "авиаторам-североморцам". На боковой части его фундамента отлиты даты Великой Отечественной войны - "1941-1945". Открыт памятник накануне полувекового юбилея Советской Армии. Авторы памятника - не профессиональные скульпторы, а выпускники Ленинградского инженерно-строительного института О.Романов и М. Хидекель, работавшие под руководством профессора Б.Муравьева Потому, быть может, памятник получился нетрадиционным по форме, но вполне выразительным по сути строгими и скупыми линиями. Непритязательным аскетизмом фактуры бетона передан суровый характер военной поры, мощь символических крыльев обелиска подчеркивает неотвратимую решимость авиаторов-североморцев тех дней нанести сокрушительный удар по врагу. Открыт в п.Сафонове 17 августа 1986г. Авторы: Э.И.Китайчук, архитектор В.В.Алексеев. Мемориал сооружен на берегу Кольского залива. Здесь 50 лет назад с воды стартовал первый МБР-2 военно-воздушных сил Северного флота, отсюда в 1941-1945 г. взлетали на разведку противника гидросамолеты отважных североморцев. Мемориал сооружен в память авиаторов, чьих могил нет на земле, либо они неизвестны. 898 фамилий героев выбиты на каменных плитах мемориала. Композиция мемориала состоит из бронзовой фигуры полярного летчика, зорко всматривающегося в небо, а также из оригинальной каменной крутой параболы, символизирующей след стремительно взлетающего самолета. У постамента - сферическая стела, на которой начертаны слова: "Летчикам. штурманам, стрелкам-радистам, борттехникам военно-воздушных сил Северного флота, погибшим в море. 1941-1945". К памятнику ведет гранитная лестница, по обеим сторонам которой установлены стилизованные приспущенные знамена, плиты с изображениями эпизодов боевых действий авиаторов. Сооружен памятник силами личного состава ВВС флота. Его автор - самодеятельный скульптор Э.И. Китайчук. Проект памятника обсуждался с известным скульптором, бывшим североморцем Л.Е.Кербелем Открыт в г.Североморске (пл.Мужества) 26 июля 1981г . Авторы: архитекторы Г.И. Евдокимова, С.А. Бачурин; инженер А.В. Страшный. На площадке из бутового камня, сооруженной на взгорке около площади Мужества, высится прямоугольный фундамент, служащий основанием прямоугольной наклонной стелле, на конце которой закреплен бомбардировщик ИЛ-4. Этот самолет обнаружили в сопках поисковики, доставили в город, а затем почти в течение года выполняли трудоемкую и кропотливую восстановительную работу. Они задумали поставить памятник. Вот их имена: братья капитан А. Возияну и прапорщик Г. Возияну, прапорщик В. Курчатов. Возглавлял поиск В. Бондаренко. История самолета такова. На Север он прибыл 22 марта 1942г, с берегов Тихого океана. Утром 12 декабря 1942г. самолет ИЛ-4 под командованием ст. лейтенанта П. Дьякова в очередной раз поднялся в небо, но не с боевым заданием, а чтобы облетать самолет после замены двигателя. Но безопасных вылетов в военные годы не было. И. Нестеренко в статье "И встал на пьедестале самолет..." рассказывает: "'Стрелок-радист старшина Анатолий Шевяков заметил два "мессершмита", которые заходили в атаку. Экипаж принял бой. Он стал последним для командира самолета П.Дьякова и его штурмана. Стрелки мгновенно распределили между собой цели. Удар Шевякова оказался точным. Фашистский стервятник рухнул. Но в .атаку рванулся другой. Уже был мертв штурман ИЛ-4, тяжело ранен командир, выведены из строя оба мотора. Старший лейтенант Пантелей Дьяков, раненый в позвоночник, собрав последние силы, все-таки сумел посадить свой ИЛ-4 на-фюзеляж в тундре, среди непроглядной тьмы полярной ночи. Когда самолет тяжело осел на плотном льду озера, командир был уже мертв. Стрелку-радисту А.Золотову перебило ноги, он не в силах был пошевелиться. Шевяков, раненый, с трудом выбрался из кабины и помог покинуть машину Золотову. Анатолий Михайлович вытащил своего товарища, и эти часы, за которые они проползли несколько десятков метров до берега, запомнил он на всю жизнь. Через несколько часов летчиков нашли наши бойцы и отправили в госпиталь. Открыта в п.Сафоново (ул. Преображенского) 29 октября 1968г. Основные работы выполнены в 1969г. Автор - Э.И.Китайчук. Командиры авиачастей, эскадрилий, летчики, штурманы, стрелки-радисты... На истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, самолетах-разведчиках они бесстрашно делали свое дело - громили врага, приближали День Победы. Не всем удалось дожить до этого светлого дня. Но и теперь они живые и погибшие, в одном строю, как и тогда, в годы войны. 53 бюста - 53 подвига во имя славы Родины. И еще один бюст - свидетельство бессмертного подвига 54-й - пионеру освоения космоса - Ю.А. Гагарину, который получил путевку в звездные просторы здесь, на нашем флоте. Он прибыл в Заполярье в 1957г. после окончания Чкаловского военно-авиационного училища. Все бюсты выполнены из армированного железобетона. На создание Аллеи Славы потребовалось три года упорной работы. Сама идея создания Аллеи принадлежит Члену Военного Совета генералу Новикову. В сооружении Аллеи Славы Э.И. Китайчуку помогали матросы А.Морозов, И. Александров, В. Пушкарев и др. Открыта в п.Сафоново-1 (ул.Панина) 14 августа 1982 г. Авторы: скульптор Э.И. Китайчук; архитектор В.В. Алексеев. Здесь установлены 6 бюстов Героев Советского Союза: Вербицкого Михаила Константиновича, Елькина Леонида Ильча, Селезнева Петра Ивановича, Суворова Родиона Павловича,Туркова Николая Яковлевича; Шеина Павла Степановича. Открыт в п.Сафоново (шоссе Мурманск-Североморск) 8 мая 1982 г. Автор - полковник В.Бондаренко. Из обнаруженного в тундре самолета ИЛ-4 поисковая группа военно-воздушных сил флота вывезла останки неизвестного летчика. Останки захоронены в поселке Сафонове. На могиле летчика установлен памятный знак. По форме он - плоскость и винт с пробитыми снарядами лопастями самолета. На памятнике бронзой вычеканены слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен!" Открыт в Североморске-3 (напротив штаба воинской части) 9 мая 1975г. Бюст открыт в ознаменование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Представляет собой установленный на бетонном постаменте бюст летчика из мраморной крошки. |
Copyright © 2001-24 webmaster@murman.ru |