|
Памятники, посвященные истории формирования и сегодняшнему дню Краснознаменного Северного флота Северный флот ведет свою историю от Северной военной флотилии, сформированной в июне 1933 г. К концу 1933г. она имела в своем составе три эсминца, три сторожевых корабля и три подводных лодки. Первоначально флотилия базировалась на Мурманск. В 1935 г. главной базой флотилии стало Полярное. В сентябре 1936 г. в Мурманск прибил отряд самолетов для флота. 11 мая 1937 г. Северная военная флотилия была переименована в Северный флот. В послевоенные годы Северный флот превратился в ракетоносный. В его составе атомные подводные лодки-ракетоносцы, тяжелые атомные ракетные крейсера типа "Киев", авиация, береговые ракетные части и другие соединения и подразделения. Открыт в г. Североморске (ул. Кортик) 29 июля 1983г. Автор - В. В. Алексеев. Открыт в ознаменование 50-летия Краснознаменного Северного флота. Открыт на о. Большой Грязный в Кольском заливе 29 октября 1968 г. Остров, на котором расположен памятник, находится примерно на полпути от Мурманска до Североморска. На каменном фундаменте с цифрами "1936" стоит старый гидросамолет. Он напоминает о том, как в сентябре 1936г. в трюмах кораблей в ящиках прибыло сюда звено - три первых гидросамолета-разведчика "МБР-2". Здесь их собрали, здесь они впервые поднялись в заполярное небо и начали осваивать район полетов. Первым командиром звена был ст. лейтенант Г. В. Степанов. На базе этого звена со временем образовался морской разведывательный полк не раз отличавшийся в годы Великой Отечественной войны". В составе полка служил и гидросамолет, ставший памятником. Первым его пилотом и командиром экипажа долго был Л.И. Анифер. После войны этот гидросамолет стал летать на ледовую разведку в Арктику. Свой последний полет "МБР-2" совершил в мае 1963 года. Через несколько месяцев он стал памятником. Открыт в Североморске-3 29 сентября 1987г. Авторы: подполковник Н. Ф. Пархоменко; майор А. И. Ребров; прапорщики В. И. Шевченко, П. В. Лисенко, А.Л. Тренев; матросы Г.В. Дегтярев. П.В. Быханов. На территории гарнизона у штаба части на серебристом постаменте застыл устремленный ввысь самолет цвета морской волны. Сооружен памятник руками самих военнослужащих. Посвящен он летчикам и техникам, конструкторам и специалистам флота, стоявшим у истоков зарождения русской и советской корабельной авиации. Начало корабельной авиации в России было положено в 1916 г. Морская авиация как род Советского Военно-Морского Флота возникла на Балтике в 1918 г. Для более эффективного маневра сил были созданы авианесущие корабли. Первым советским авианесущим кораблем явилась переоборудованная баржа "Коммуна", входившая с 17 августа 1918г. в состав Волжской военной флотилии. Первый опыт взаимодействия корабля и самолета в Арктике был получен в 1928г. во время спасения экспедиции Умберто Нобиле. Экипаж "Бориса Чухновского на трехмоторном ЮГ-1 ("Юнкерс-Гигант--первый"),- базировавшемся на ледоколе "Красин", обнаружил группу Мальмгрена и сообщил на судно ее координаты. Открыт в г. Североморске (ул. Адмирала Падорина у здания Управления СВМС) 7 ноября 1965г. Автор - Т. К. Хайров. На огромной многотонной глыбой гранита, привезенной из сопок стоит воин с отбойным молотком в руке. Крепок кольский гранит, но в нем видна трещина: не устоял камень перед волей и самоотверженным трудом флотского строителя. Укрепление мощи флота немыслимо без труда военных строителей, создающих военные объекты, гидротехнические сооружения, возводящих здания казарм, жилых и служебных помещений. Автор памятника - военный строитель рядовой Тагир Кариморич Хайров, известный до этого на флоте как самодеятельный художник-оформитель. Открыт в г. Североморске (на территории учебно-строительного комбината СВИС) 25 июля 1987г. Памятный знак представляет собой стеллу с барельефом Б.Уразова. Создан памятник руками комсомольских активистов Северовоенморcкстроя. За 7 лет до открытия памятника военный строитель Б.Уразов ценой своей жизни спас во время стихийного бедствия своих товарищей. "Внезапный обвал грозил разрушением зданию казармы, много лет простоявшей на этом участке берега. Первым заметил беду Болатхан. Сам он еще мог спастись, однако то раннее утро стало бы тогда последним для двух десятков военных строителей, спавших в казарме. Б.Уразов бросился им на выручку, поднял на ноги всех... Не успел спасти только себя: в самый последний момент под ним рухнуло крыльцо здания. Других жертв не было! За проявленные мужество и отвагу, пример безупречного выполнения солдатского долга ЦК ВЛКСМ наградил Б. Уразова знаком '"Воинская доблесть (посмертно)" - так описал этот подвиг ст.лейтенант И.Зорин. |
Copyright © 2001-24 webmaster@murman.ru |